Подвижной состав трамвайного депо


Трамвайный вагон серии Х (1930)
Серийный типовой образец двухосного двустороннего высокопольного трамвайного подвижного состава для Советского Союза.
В большинстве городов, в том числе и в Туле, моторные вагоны серии Х работали с одним или двумя прицепными вагонами серии М. В нашем городе вагоны серии Х работали на городских маршрутах с 1928 по 1969 г. Всего в 1928–1939 гг. в Тулу было поставлено 43 вагона этой серии. Вагон с заводским No 587 вышел на линию 4 августа 1930 г. и перевозил пассажиров до 5 апреля 1969 г., после чего был переведен в служебный подвижной состав.
С 11 июня 1976 г. является действующим музейным экспонатом (приказ ТТУ г. Тулы No 258 от 11.06.1976 г.). Пробег вагона составляет 3 569 000 км.
В большинстве городов, в том числе и в Туле, моторные вагоны серии Х работали с одним или двумя прицепными вагонами серии М. В нашем городе вагоны серии Х работали на городских маршрутах с 1928 по 1969 г. Всего в 1928–1939 гг. в Тулу было поставлено 43 вагона этой серии. Вагон с заводским No 587 вышел на линию 4 августа 1930 г. и перевозил пассажиров до 5 апреля 1969 г., после чего был переведен в служебный подвижной состав.
С 11 июня 1976 г. является действующим музейным экспонатом (приказ ТТУ г. Тулы No 258 от 11.06.1976 г.). Пробег вагона составляет 3 569 000 км.

Трамвайный вагон 71-153 ЛМ-2008 (2008)
71-153 (ЛМ-2008) – четырёхосный трамвайный вагон колеи 1524 мм с переменным уровнем пола. Накопительные площадки в пониженной части салона оборудованы выдвигающимися аппарелями и специально оборудованными местами. Предусмотрена возможность кратковременного движения вагона без контактной сети.
8 сентября 2008 г. трамвайный вагон модели ЛМ-2008 (заводской No 1) поступил в Тулу и уже спустя три дня был представлен публике на презентации обновлённой ул. Октябрьской. Вагон получил бортовой номер 1 и по настоящее время работает на линии, являясь единственным представителем вагонов данной модели в Туле.
8 сентября 2008 г. трамвайный вагон модели ЛМ-2008 (заводской No 1) поступил в Тулу и уже спустя три дня был представлен публике на презентации обновлённой ул. Октябрьской. Вагон получил бортовой номер 1 и по настоящее время работает на линии, являясь единственным представителем вагонов данной модели в Туле.

Трамвайный вагон-снегоочиститель ГС-4 (1982)
Вагоны-снегоочистители предназначаются для расчистки трамвайных путей от снега. Различными устройствами, установленными на вагонах, снег удаляется с рельсов в сторону.
Двусторонний вагон ГС-4 (Горьковский Снегоочиститель) имеет снегоуборочные щетки с обоих торцов вагона и способен очищать пути как при движении вперед, так и назад. Подъемным механизмом щеточного барабана является пневмоцилиндр. С 1975 года производство снегоочистителей серии ГС было перенесено с Горьковского вагоноремонтного завода (ГВРЗ) на Куйбышевский ремонтный трамвайно- троллейбусный завод (КРТТЗ). Конструкция кузова куйбышевских снегоочистителей была изменена: вместо устаревшего деревянного он стал современным металлическим. Изменились также форма и расположение окон. Наименование модели при этом осталось прежним.
В Тулу в 1976 – 1982 гг. поставлено 7 снегоочистителей ГС-4. В настоящее время на линию выходит 5 вагонов этой модели.
Двусторонний вагон ГС-4 (Горьковский Снегоочиститель) имеет снегоуборочные щетки с обоих торцов вагона и способен очищать пути как при движении вперед, так и назад. Подъемным механизмом щеточного барабана является пневмоцилиндр. С 1975 года производство снегоочистителей серии ГС было перенесено с Горьковского вагоноремонтного завода (ГВРЗ) на Куйбышевский ремонтный трамвайно- троллейбусный завод (КРТТЗ). Конструкция кузова куйбышевских снегоочистителей была изменена: вместо устаревшего деревянного он стал современным металлическим. Изменились также форма и расположение окон. Наименование модели при этом осталось прежним.
В Тулу в 1976 – 1982 гг. поставлено 7 снегоочистителей ГС-4. В настоящее время на линию выходит 5 вагонов этой модели.

Трамвайный вагон 71-911ЕМ «Львёнок» (2022)
Трамвайный вагон 71-911 в модификации 71-911ЕМ «Львёнок» — российский пассажирский моторный четырёхосный четырёхдверный односторонний трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы».
В настоящее время выпущено более 220 вагонов данной модели, которые эксплуатируются в 11 городах Российской Федерации. В 2022 г. Тула вошла в проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому в ближайшее время в наш город ожидается поставка 17 низкопольных трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок».
В настоящее время выпущено более 220 вагонов данной модели, которые эксплуатируются в 11 городах Российской Федерации. В 2022 г. Тула вошла в проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому в ближайшее время в наш город ожидается поставка 17 низкопольных трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок».

Трамвайный вагон Tatra T3SU (двухдверная модификация, 1974)
Упоминание слова «трамвай» рисует в памяти многих туляков образ вагона именно этой модели.
И немудрено: чехословацкие вагоны Tatra Т3 были самыми многочисленными, а в 1978–1988 гг. – и единственными на тульских маршрутах. Всего в нашем городе в период с 1965 по 2012 г. работал 281 двухдверный вагон Tatra Т3 (277 единиц поступило с завода и 4 – б/у вагоны из Москвы). Вагон No 57 начал работу на тульских маршрутах в 1974 г. В 1996 г. на базе Тульского комбайнового завода было организовано совместное предприятие «ЧКД-ТуКЗ», занимающееся капитально-восстановительным ремонтом трамваев Tatra Т3. В течение 8 лет здесь было отремонтировано 17 тульских вагонов, в том числе и No 57 (1999 г.). Это продлило ему жизнь и позволило стать последним действующим пассажирским двухдверным вагоном в Туле.
Свою работу на линии трамвай No 57 завершил 13 декабря 2012 г. в возрасте 38 лет. Списанный вагон чудом избежал утилизации, и силами сотрудников трамвайного депо и энтузиастов к началу 2021 г. был восстановлен как действующий музейный экспонат.
И немудрено: чехословацкие вагоны Tatra Т3 были самыми многочисленными, а в 1978–1988 гг. – и единственными на тульских маршрутах. Всего в нашем городе в период с 1965 по 2012 г. работал 281 двухдверный вагон Tatra Т3 (277 единиц поступило с завода и 4 – б/у вагоны из Москвы). Вагон No 57 начал работу на тульских маршрутах в 1974 г. В 1996 г. на базе Тульского комбайнового завода было организовано совместное предприятие «ЧКД-ТуКЗ», занимающееся капитально-восстановительным ремонтом трамваев Tatra Т3. В течение 8 лет здесь было отремонтировано 17 тульских вагонов, в том числе и No 57 (1999 г.). Это продлило ему жизнь и позволило стать последним действующим пассажирским двухдверным вагоном в Туле.
Свою работу на линии трамвай No 57 завершил 13 декабря 2012 г. в возрасте 38 лет. Списанный вагон чудом избежал утилизации, и силами сотрудников трамвайного депо и энтузиастов к началу 2021 г. был восстановлен как действующий музейный экспонат.

Трамвайный вагон 71-619 (2006 - 2010)
Трамвайный вагон серии 71-619 был спроектирован и впервые выпущен в 1999 г. Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С.М. Кирова. Серийные модификации – 71-619К, 71-619КТ и 71-619А. Вагоны 71-619КТ оснащены контакторно- транзисторной системой управления производства фирмы «Канопус». В декабре 2016 г. из Москвы в Тулу пришла первая партия б/у вагонов модели 71-619КТ, а в 2022 г. в наш город были переданы 15 вагонов серии 71-619А, ушедших из Москвы в Таганрог.
На данный момент вагоны серии 71-619 являются самым массовым типом трамвайных вагонов в нашем городе, а Тула стала вторым (после Ярославля) городом в России по количеству эксплуатируемых вагонов данной модели.
На данный момент вагоны серии 71-619 являются самым массовым типом трамвайных вагонов в нашем городе, а Тула стала вторым (после Ярославля) городом в России по количеству эксплуатируемых вагонов данной модели.

Грузовой трамвайный вагон Tatra T3SU (1982 - 2016)
Практически все трамвайные хозяйства бывшего СССР, эксплуатирующие чехословацкие вагоны Tatra Т3, в целях унификации подвижного состава практиковали переоборудование части отработавших заявленный срок эксплуатации вагонов в грузовые.
Они используются при текущем ремонте путевого хозяйства для доставки ремонтных бригад, необходимых материалов и инвентаря к месту работ, а также для перевозки узлов и деталей вагонов между подразделениями транспортных хозяйств.
С 1978 по 2016 г. в Туле было переоборудовано в грузовые 16 вагонов Tatra T3. Наибольшее количество одновременно работавших в городе грузовых вагонов – 8 (по одному в двух трамвайных депо и вагоноремонтных мастерских и 5 – в службе пути), в настоящее время эксплуатируется 3 вагона. Вагон No 125 был поставлен в Тулу в 1982 году и до 2015 года работал на городских маршрутах. В мае 2016 г. он сменил своего предшественника и по настоящее время работает в качестве служебного вагона.
Они используются при текущем ремонте путевого хозяйства для доставки ремонтных бригад, необходимых материалов и инвентаря к месту работ, а также для перевозки узлов и деталей вагонов между подразделениями транспортных хозяйств.
С 1978 по 2016 г. в Туле было переоборудовано в грузовые 16 вагонов Tatra T3. Наибольшее количество одновременно работавших в городе грузовых вагонов – 8 (по одному в двух трамвайных депо и вагоноремонтных мастерских и 5 – в службе пути), в настоящее время эксплуатируется 3 вагона. Вагон No 125 был поставлен в Тулу в 1982 году и до 2015 года работал на городских маршрутах. В мае 2016 г. он сменил своего предшественника и по настоящее время работает в качестве служебного вагона.

Трамвайный вагон Tatra T3SU (трехдверная модификация, 1982)
Трехдверные чехословацкие вагоны Tatra Т3 работали на тульских маршрутах с 1978 по август 2017 г. Всего в наш город с 1978 по 1986 г. поступило с завода ЧКД 111 таких вагонов, а в период с 1992 по 2005 г. – ещё 73 б/у вагона из Москвы.
Всего с 1965 по 2005 г. Тула получила 466 вагонов Tatra T3, и ещё 9 единиц модификации T3DC летом 2005 г. поступило из г. Шверин (Германия). Вагон No 203 выпущен в 1982 г. До 2002 г. работал в трамвайном депо им. Апакова в Москве (No 5347/1477). В июле 2002 г. прошел капитально-восстановительный ремонт на ЗАО «Трансремсервис-М» и был продан в Тулу. На городских маршрутах работал до осени 2016 г. С сентября 2018 г. – служебный вагон (СП-3).
Всего с 1965 по 2005 г. Тула получила 466 вагонов Tatra T3, и ещё 9 единиц модификации T3DC летом 2005 г. поступило из г. Шверин (Германия). Вагон No 203 выпущен в 1982 г. До 2002 г. работал в трамвайном депо им. Апакова в Москве (No 5347/1477). В июле 2002 г. прошел капитально-восстановительный ремонт на ЗАО «Трансремсервис-М» и был продан в Тулу. На городских маршрутах работал до осени 2016 г. С сентября 2018 г. – служебный вагон (СП-3).

Трамвайный вагон 71-407 (2013)
Трамвайный вагон 71-407 создан на базе предыдущих моделей трамваев производства ОАО «Уралтрансмаш». По сути является более углублённой модернизацией вагона 71-405 с низким полом в средней части салона, асинхронным тяговым частотно-регулируемым приводом колесных пар тележек и компьютерным управлением основными системами вагона.
В конце 2013 г. – впервые за 20 лет – в Тулу поступила существенная партия из 14 новых вагонов модели 71-407. С марта 2014 г. и по настоящее время они работают на городских маршрутах. В 2022 г. парк данной модели пополнился ещё тремя вагонами из Таганрога.
В конце 2013 г. – впервые за 20 лет – в Тулу поступила существенная партия из 14 новых вагонов модели 71-407. С марта 2014 г. и по настоящее время они работают на городских маршрутах. В 2022 г. парк данной модели пополнился ещё тремя вагонами из Таганрога.

Вагон-рельсотранспортёр ТК-28 (1984)
Механизированная погрузка, транспортировка и разгрузка трамвайных рельсов и других элементов верхнего строения пути – основные задачи вагонов-рельсотранспортеров. Благодаря вместительному кузову, мощному подъёмно- транспортному оборудованию и большой грузоподъёмности, эти вагоны могут использоваться не только по прямому назначению.
Во многих городах они стали универсальными грузовыми трамваями: на них возят шпалы в штабелях, негабаритные грузы, мусор и лом, их используют и как буксиры, а иногда и как "оркестровозы" на городских праздниках.
Рельсотранспортер модели ТК-28 спроектирован ПКБ ВРТТЗ (объединение "Росремэлектротранс"). В 1984 г. такой вагон был поставлен в Тулу, где получил номер РТ-1 и заменил прежний рельсотранспортер модели СВАРЗ РТ-2 производства Сокольнического вагоноремонтного завода конца 1950 – начала 1960-х гг. выпуска No РТ-8.
Во многих городах они стали универсальными грузовыми трамваями: на них возят шпалы в штабелях, негабаритные грузы, мусор и лом, их используют и как буксиры, а иногда и как "оркестровозы" на городских праздниках.
Рельсотранспортер модели ТК-28 спроектирован ПКБ ВРТТЗ (объединение "Росремэлектротранс"). В 1984 г. такой вагон был поставлен в Тулу, где получил номер РТ-1 и заменил прежний рельсотранспортер модели СВАРЗ РТ-2 производства Сокольнического вагоноремонтного завода конца 1950 – начала 1960-х гг. выпуска No РТ-8.

Трамвайный вагон Tatra T6В5 Т3М (1989 - 1996)
Чехословацкие трамвайные вагоны модели Tatra Т6В5 с электрооборудованием импульсного регулирования появились в Туле весной 1988 г. В течение 1988 – 1990 гг. в наш город поступило 75 вагонов этого типа. Ещё два вагона пришли в 1996 г.
Надежность вагонов этой модели подтверждает то, что, несмотря на отсутствие капитального ремонта, они работают на тульских маршрутах уже четвертое десятилетие. Вагон No 332 поступил в трамвайное депо No 2 в 1989 г. и работал на 3 маршруте в составе поезда No 332+333. Вагон No 47 – последний из двух чешских трамваев, поступивших в Тулу в 1996 г. к 850-летнему юбилею города. Эти вагоны входили в партию, предназначенную для Ташкента, из-за чего получили на заводе необычную для Тулы бело-зеленую окраску. В 2001-2006 гг. работал на маршрутах в составе поезда NoNo 48+47.
Надежность вагонов этой модели подтверждает то, что, несмотря на отсутствие капитального ремонта, они работают на тульских маршрутах уже четвертое десятилетие. Вагон No 332 поступил в трамвайное депо No 2 в 1989 г. и работал на 3 маршруте в составе поезда No 332+333. Вагон No 47 – последний из двух чешских трамваев, поступивших в Тулу в 1996 г. к 850-летнему юбилею города. Эти вагоны входили в партию, предназначенную для Ташкента, из-за чего получили на заводе необычную для Тулы бело-зеленую окраску. В 2001-2006 гг. работал на маршрутах в составе поезда NoNo 48+47.

Трамвайный вагон 71-623 (2013)
71-623 – четырехосный пассажирский вагон модельного ряда низкопольных трамваев с переменным уровнем пола. Может эксплуатироваться как одиночным вагоном, так и в составе поезда из двух вагонов по системе многих единиц. Оптимален для любого рельефа местности и любого состояния дорожного полотна. Трамвайные тележки с двухступенчатым подрессориванием отвечают требованиям по уровню шума и вибрации. Простота обслуживания и высокая энергоэффективность обеспечивают минимальные эксплуатационные расходы.
В феврале-марте 2022 г. из Москвы в Тулу поступило 10 вагонов 71-623 2013 года выпуска. К настоящему времени ведется подготовка к их выпуску на маршруты.
В феврале-марте 2022 г. из Москвы в Тулу поступило 10 вагонов 71-623 2013 года выпуска. К настоящему времени ведется подготовка к их выпуску на маршруты.

Поливомоечный трамвайный вагон 71-608К (1993 - 2002)
Отечественные вагоны 71-608К поступили в Тулу в 1992-1993 гг. Всего город получил 26 таких трамваев. Однако низкое качество самих вагонов и отсутствие должной материально-технической базы для них послужили причиной скорого отказа от их эксплуатации в Туле: первый вагон был списан и разобран спустя всего год после начала работы на линии, а к 2006 г. вагоны этой модели окончательно покинули городские маршруты.
Трамвайный вагон 71-608К No 137 работал на линии в составе поезда NoNo 136+137 и 137+136 с 19 мая 1993 г. по 16 марта 2000 г. После отстранения от эксплуатации был передан из депо No 1 в депо No 2 в качестве вагона-тренажера. Однако, планы поставки вагонов 71-608КМ в Тулу не осуществились, и в 2002 г. вагон No 137 был переоборудован в вагоноремонтных мастерских в поливомоечный СП-5. В этом качестве вагон работает до сих пор, а также доставляет техническую воду на конечные станции.
Трамвайный вагон 71-608К No 137 работал на линии в составе поезда NoNo 136+137 и 137+136 с 19 мая 1993 г. по 16 марта 2000 г. После отстранения от эксплуатации был передан из депо No 1 в депо No 2 в качестве вагона-тренажера. Однако, планы поставки вагонов 71-608КМ в Тулу не осуществились, и в 2002 г. вагон No 137 был переоборудован в вагоноремонтных мастерских в поливомоечный СП-5. В этом качестве вагон работает до сих пор, а также доставляет техническую воду на конечные станции.